Face of Russia Лицо России

Людям о людях

Юрий

— Юрий, моряк дальнего плавания.
— Какую должность вы занимаете на судне?
— Я вахтенный помощник капитана.
— Расскажите, в чем заключается ваша работа?
— Сутки делятся между тремя людьми. Моя вахта заключается в том, что я встаю… Кстати, для каждого утро свое на судне. Вот я, например, стоял последний контракт с 8 до 12. На мостике, рулю судном, ну не рулю, у нас автопилот. Смотрю вдаль, пью чай или горячий шоколад (улыбается). Я водитель, судно не может идти без водителя. Попутно есть у меня работа на мостике — корректировать какие-нибудь лоции или карты. Днем ты увидишь все суда, ну во-первых, у тебя радар, а во-вторых хорошая видимость, но главная моя задача — это безопасность судна и безопасная навигация. Ты не должен стоять как столб и смотреть вперед, все время есть попутные какие-то дела, офисная работа: в Excel портовые документы подготовить или еще что-то. Есть план. Активные 4 часа на мостике. Хотя иногда океан пересекаешь и две недели ни одной лодки нет, тебе уже плохо от чая (улыбается). Потом иду обедать в 12. И дальше по контракту у меня два часа овертайма — сверхработа. В это время у меня есть какие-то обязанности, в данном случае было по пожарной безопасности. Я проверял, что гидранты не текут на судне, пожарные рукава в хорошем состоянии, что-то протестил. У нас есть мануал, который как википедия нашей компании, говорит как что проверять и выстраивать план проверки. И я постепенно по плану выполняю текущую работу. Проверить спасжилеты, спасательную шлюпку, чуть-чуть обслуживание судна. Потом у меня свободное время и с 8 до 12 такая же вахта, только ночная. Ночные вахты я стою не один, у меня есть вахтенный матрос. Он докладывает мне о целях. И так на протяжении трех месяцев. Такая же вахта в порту, только там я еще отвечаю за выгрузку, баласт принимаю или отдаю. Каждый день три месяца у меня ни одного выходного нет, и мой график один и тот же.
— Сколько времени вы проводите в море?
— У меня контракт: 3 месяца в море, 2 месяца дома. Стандартные контракты в большинстве компаний 4 месяца в море, а 4 дома. Или 4 в море, 2 дома. А для матросов 6+/-1 и потом в нашей компании как хотят — сколько хотят дома сидят. Филиппинцам платят только в море, дома им ничего не платят. Но просто им платят в море больше, то на то и выходит.
— Вы работаете в международной компании, как многонациональный экипаж уживается?
— Когда миксованный экипаж, где разные нации, там уважение всегда присутствует. В основном все матросы в международных компаниях — это филиппинцы, потому что они дешевая рабочая сила и хорошо работают, они действительно смышленые ребята. Они ко мне «сэр» обращаются. Мне, конечно, это приятно, но я говорю: «Давай без «сэр»!». Но они не могут без этого. Если бы было много русских, там мат-перемат бы стоял. Многие говорят: «Как ты без русских?». А хорошо! Русские хороши, но в меру, и тогда у вас уважение, вы собираетесь по вечерам, играете в настольный футбол или на просмотр киношки. Это классно. Досуг есть какой-то на судне, но он однообразный.
— Много ли у моряков свободного времени?

— В море времени нет. Ты должен встать сутра, полчаса до вахты, полчаса после вахты съедается. Я люблю спать два раза в день, один период сплю шесть часов, другой два-три часа. Остается три-четыре свободных часа в день. Из этого можно в зал сходить.
— В зал?
— Да на судне зал есть, там все сделано для комфорта. У нас даже бассейн есть. Я не купаюсь, когда температура воды ниже 30 градусов. У берегов Австралии я люблю купаться. В выходные дни — а выходные это вахта, но без обычного овертайма. То есть субботу-воскресенье я овертайм не работаю, тогда я сразу после вахты шлеп-шлеп позагорать. Там есть Sony PlayStation, а я игроман. И не всегда четвертая. Поэтому я вожу с собой свою Sony PlayStation.
— Под каким флагом ходите?
— Весь флот зарегистрирован там, где не надо платить налоги. Это Маршалловы острова, Багамы, Кипр. Моя компания международная. Главный офис находится в Ванкувере. Но мы газ перевозим, у нас штаб в Глазго, Шотландия. У танкерного флота — в Мумбаи офис. А судно, никогда не знаешь под каким флагом, но это Маршалловы острова или Багамы. Если раньше было такое понятие «под иностранным флагом» или «под русским», то сейчас это смешанный экипаж или русский экипаж. И в основном проблема всех русских и украинцев, что они не знают английский.
— Как вы решили стать моряком и где выучили язык?
— Закончил школу поступил в Москве в Военный университет на платное отделение. Специальность перевод-переводоведение. Учил английский и немецкий. Но в какой-то момент я понял, что не вижу перспективы. Язык — это не профессия. Решил, в армию пойду. Оказался в Питере в учебке. Там был один моряк, мы с ним разговорились. Я подумал, английский плюс в этой профессии, деньги неплохие, значит надо думать. В итоге как-то получилось, что я еще будучи в армии уехал на корабль в Балтийск, Калининградская область. Уже почувствовал эти «четыре через восемь» вахты. И мне это очень понравилось. Понял, что это несложно. Нужно высшее образование морское. Я после армии год учился в Москве в Академии водного транспорта, потом перевелся в Академию имени Макарова в Питере, и там закончил.
— Сколько вы уже в море работаете?
— Первый раз я пошел в море в начале 2014 года.
— Видите ли себя в этой профессии через 20 лет?
— Альтернатив нет. Я может и хотел бы что-то, мне главное не терять деньги. Иногда я завидую. С бывшими одноклассниками встречаюсь, сидим обсуждаем кто как. И я говорю им: «Вы приходите в 6 часов вечера домой, в пятницу — в говно, где-то в клубе». А я же там не пью на судне. У нас алкогольная политика — 2 баночки пива по 0,33 пива можно пить в день и не меньше, чем за 4 часа до вахты. Вот весь контракт и не пьешь. А карьерный рост у меня большой. Капитан 800 000 [рублей в месяц] получает, и ты понимаешь, что три месяца вообще денег не тратишь, а потом еще два месяца дома получаешь деньги. Ну я на капитана не загадываю, а старпомом… Старпом получает тысяч 450-500 [рублей].
— Так, ну если в море ничего не тратите, то как насчет берега? Вы же бываете в разных странах, успеваете посмотреть и потратить?
— Паромы в порту могут два дня стоять, если работаешь в General Cargo, везешь песок или зерно какое-нибудь, пока это зерно ковшиком черпают, ты неделю стоишь в порту, и можешь нагуляться. А я работаю на газовозе: перевозим сжиженный природный газ. Это считается очень престижно. Все хотят попасть сейчас на газовозы. Это вишенка на торте всего морского дела. Но у нас погрузка 14 часов, выгрузка 12 часов. И бывает, что можешь выйти, но так чтобы не попадало на твою вахту. И люди с трудом успевают что-то сделать — 6 часов это максимум, который ты можешь провести на берегу. Я по проституткам не хожу, но у людей обычно один план — пойти найти девочек, напиться и что-то купить. Я знаю парня, у него цель в каждом городе сходить покушать в МакДональдс.
— Существует стереотип, что в порту есть женщины легкого поведения.
— А где их нет?
— В портах же пропускной режим…
— Нет-нет, это не значит, что они прямо в порту. Просто везде есть проституция, или, как однажды услышал, девушки с низкой социальной ответственностью. Это не значит, что они у порта стоят и ждут где там моряки. Нет отличия моряк ты или нет. Все могут найти, в любой стране. Ищется все равно через таксиста. Все таксисты знают где что. В несерьезных компаниях, когда стоишь в порту можно даже заказать шлюпку, и приезжает шлюпка с девочкой, и она может жить у тебя в каюте там, допустим, неделю. Стоите на рейде, это на обычных судах, которые песок возит. Платишь ей какие-то деньги, она у тебя и убирается и все остальное. У матросов есть такое: кофетайм. Каждые два часа на 15 минут у них перерыв. И эти 15 минут они не идут пить чай, а быстро в каюту себе бегут (смеется). Но у нас такого нет.
— Какой доход у моряков?
— Самая базовая офицерская должность с образованием около двух с половиной миллионов рублей в год. Но все зависит от курса. У меня зарплата в евро.
— Вы упоминали о встрече с Путиным, расскажите как это было?
— Там было как. Мы стояли, жара безумная! У меня вахта на трапе. Один был парень внизу, второй наверху. Мы менялись каждые два часа. Говорят: «Он сейчас будет!». Я стою там два часа, говорю, давайте я поменяюсь. Мне ФСО-шники: «Нет. Извини, поменяться нельзя». Ну там грубо говоря, снайперы меня уже вычислили, а там парень повыше — он не будет вписываться. «Маленький, стой здесь». В общем, я отстоял там вахту четыре часа на жаре. Потом командир корабля говорит, если Путин спросит, как служба, ты должен сказать «Служу России!». Я (говорит удивленно с большими глазами): «Он может что-то спросить?». «А если руку пожмет, пожми в ответ, но первым делом военское приветствие (отдает честь)». Нервозно. И вот я вижу он идет, там делегация какая-то, а перед тобой стоит двести репортеров и все щелкают, чувствуешь себя селебрити такой. И ты вроде хочешь улыбнуться, а нельзя улыбаться. И вот он подходит… Ты стоишь и думаешь, он обычный человек, facepalm такой, ни в коем случае никакой эмоции, так и буду стоять, а тут глаза встречаются и ты такой оп (изображает напряжение и легкий страх). Сглотнул. Он прошел. Выдыхаешь и думаешь: «Дааа!».
— Как вы относитесь к России?
— Я патриот. Я люблю Россию, но я за финансовую стабильность. Все эти санкции меня не касаются, и это прекрасно.
Поделись интервью

Next Post

Previous Post

© 2019 Face of Russia Лицо России

Theme by Anders Norén